В результате триумфальных походов Александра Македонского в эллинистическом мире повсеместно стали называть города именами представителей правящих династий. Так, в честь монархов были названы многочисленные Александрии, Селевкии, Антиохии. В Армении до Тиграна Меца уже существовали города, носящие имена царей: Ервандашат, Ервандакерт, Аршамашат, Арташат, несколько Зарехаванов и Заришатов. Эти новые города заселяли по определенному принципу, известному под названием синойкисмос (со-заселение), который предполагал насильственное переселение торгово- ремесленных слоев населения из разных городов и стран торговых и ремесленных слоев населения для обеспечения нормальной жизнедеятельности вновь построенного города. Именно по этой причине города эти, как правило, были многонациональны.
Эта традиция получила широкое распространение во времена Тиграна Великого (95-55 гг. до н.э.), ибо его грандиозные завоевания создавали огромные возможности для подобного синойкисмоса и для применения рабочей силы. Кроме основанной в Алдзнике общеизвестной столицы Тигранакерт, о котором с восхищением упоминают греко-римские историки (Страбон, Аппиан, Плутарх), на территории исторической Армении и за ее пределами известен ряд поселений, носящих имя Тиграна Великого. Так, Тигранакерт в Гохтне, в Марастане — поселение Тиграна, в Аманосе — Тигранукоме. Следует заметить, что точное местонахождение ни одного из указанных поселений, в том числе и столицы Тигранакерт, не известно. К ряду таких поселений можно причислить и два других Тигранакерта, о которых упоминает армянский историк 7-го века Себеос, описывая персидские походы византийского императора Ираклия (622-624 гг.). Историк рассказывает об одном эпизоде военных действий, во время которого византийский император, спасаясь от преследований персов, попытался прорваться в Грузию через Сюник. Однако путь его был отрезан персидским полком, спустившимся в долину со стороны Гардмана, недалеко от другого Тигранакерта. Император попытался повернуть обратно и столкнулся с другим полком теперь уже у авана Тигранакерт. Таким образом, Себеос упоминает о двух Тигранакертах, один из которых находился на севере, другой — аван Тигранакерт — на юге. Более чем очевидно, что автор называет один из Тигранакертов другим, чтобы отличить его от авана Тигранакерт. Что касается термина аван, то надо заметить, что у Себеоса он, как правило, означает укрепленный населенный пункт, который в одном случае огражден крепостными стенами, в другом — расположен при крепости. Эти свидетельства достаточно достоверны, поскольку автор приводит их в связи с событиями, не имеющими ничего общего со временем Тиграна Великого, как обозначение географии походов Ираклия. Из указанных свидетельств Себеоса непосредственно можно вывести, что в начале 7-ого века на территории Арцаха и Утика существовало два Тигранакерта. Если учесть, что императорские войска, чтобы скорее дойти до Грузии, должны были идти по оживленной дороге, тогда более чем очевидно, что Тигранакерт находился на стыке Арцахских гор и Утикской долины, недалеко или даже в непосредственной близости от дороги, тянувшейся к северу.
Согласно другому автору 7-го века — Мовсесу Каланкатуаци, войска Ираклия по пути в Тбилиси вначале остановились на привал у оврага южнее реки Трту (ныне Тартар), у деревни Каланкатуйк, и затем — в селении Дьютакан. Исследуя это, как и несколько других свидетельств Каланкатуаци, можно прийти к выводу, что упоминаемый Себеосом южный Тигранакерт » аван Тигранакерт » располагался южнее реки Тартар, недалеко от Партава, именно там, где завершаются Арцахские горы, переходя в долинную часть Утика. Хотя в данной части Мовсес Каланкатуаци и не упоминает о Тигранакерте, однако при описании собрания, созванного армянским католикосом Елией в Партаве в начале 8-го века приводится сведение о том, что на собрании в числе других присутствовали также Давид-ванакан из Каланкатуйка и Петрос-ванакан из Ткракерта (в данном контексте ванакан — просто священник). Можно предположить, что, во-первых, Ткракерт — это местное произношение Тигранакерта, во-вторых, вероятно, поселение это находилось не так далеко от Каланкатуйка, поскольку упоминается непосредственно за ним. То есть, речь идет опять-таки об аване Тигранакерт или об Арцахском Тигранакерте.
В этом случае значимость поселения Тигранакерт подтверждается и тем фактом, что недалеко от него, буквально в нескольких ста метрах на вершине горы в конце 7-ого века был сооружен центральнокупольный храм. Раскопки центрального квартала Тигранакерта выявили остатки базиликальной церкви, построенной в 5-6 вв. Думается, что упомянутый Петрос был священником именно этой церкви.
В период расцвета Хаченского княжества в 12-13 вв., когда границы владения Гасан-Джалала простирались вплоть до реки Куры, предгорная и равнинная части Хаченской долины по названию поселения Тигранакерт называлась Тигранакертом. В одной из надписей монастыря Кошик Анапат, находящегося недалеко от одного из верхних притоков реки Хачен, упоминается «страна Тигранакерта», откуда родом некий Акоб, который сделал пожертвование монастырю. То, что Тигранакерт в то время был крупным поселением, подтверждается также раскопками, проведенными в 2006-2008 гг., которые выявили богатый материал средневекового периода.